Онлайн- и классические школы сомелье – возможен ли консенсус?

Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram
Онлайн школы-сомелье и классическое образование

EdTech, в частности онлайн-образование, в 2020 году делает рывок, который без пандемии был бы невозможен еще десятилетие. Но чем больше на него спрос, тем элитнее и востребованнее становится офлайн-образование. Для того и другого формата все складывается как нельзя лучше (не для всех игроков, только для тех, кто извлек уроки), что нельзя сказать о потребителях, ведь теперь значительно сложнее отделить зерна от плевел – популярность и доступность онлайн-образования не всегда соответствует ожидаемому качеству и получаемым результатам. Дело главным образом не в ответственности и компетентности специалистов винных онлайн-школ, а в фактической невозможности дать то, на что способна офлайн-школа.

Так как меня прежде всего интересует образование винных экспертов, сомелье, да и просто любителей вина, то говорить в этой статье я буду на примере понятном и близком – школах сомелье. Для начала давайте разберемся с понятиями. Онлайн-образование – это получение знаний и формирование навыков в дистанционной форме, без личного взаимодействия с преподавателями, при помощи компьютера и интернета. Офлайн-обучение – традиционное обучение при непосредственном личном взаимодействии с преподавателями, администрацией школы и другими студентами.

Плюсы и минусы онлайн образования для сомелье

Какие плюсы и минусы у онлайн- и традиционных школ сомелье? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо вспомнить, что такое процесс обучения. Процесс обучения – это усвоение и формирование ЗУН (знаний, умений, навыков). Знание – получаемая от преподавателя информация, на основе которой формируется умение использовать, из умения при определённых условиях формируются навыки – новые способности. И вот тут очень важный момент – временной промежуток между получением информации и выработкой навыка. В процессе обучения получение информации идет беспрерывно: учитель рассказывает, а студент усваивает, например, информацию о том, какие бывают сорта винограда во Франции в регионе Бордо, какие существуют аппеласьоны (винодельческие зоны) в этом регионе, какими характеристиками обладают произведенные здесь вина, а также о классификациях, ценовых категориях, терруаре (природно-климатические условия произрастания винограда) и так далее.

В передаче знаний самым важным является компетентность спикера. Параллельно с этим возникает понимание того, как эту информацию можно использовать – происходит формирование умения. Тут все немного сложнее. Формирование умения, в отличие от получения знания, в большей степени зависит от особенностей студента, его базового образования, воспитания, жизненного и профессионального опыта, целей получения образования в школе сомелье, физических, а также психологических особенностей и установок. Необходим контакт «студент – учитель» более тесный, нежели при онлайн-подключении. Вот пример: умение открывать вино ножом-сомелье довольно несложное, но серьезным препятствием может служить ранняя психологическая травма студента и убежденность в собственной неспособности что-либо сделать своими руками или довести начатое до конца. В формате онлайн-обучения у студента с данными убеждениями формируется зона комфорта, в которой никто ничего не видит и никто никому ничего не должен, при офлайн-формате возникает социальная среда, в которой контакт с другими студентами, а также с учителем ставит студента в новые условия, при этом не менее комфортные, которые способствуют новым решительным шагам и практике.

Когда мы переходим к формированию навыков у студента, речь заходит об индивидуальном патронаже со стороны учителя: постановка рук и движения при сервировке вина, экспертная оценка качества вина (здесь необходим детальный разбор напитка из конкретной бутылки в реальном времени), чтение объемных винных карт, а также выделение в огромном объеме информации о наиболее актуальных и значимых аспектах – неформальный диалог с преподавателем.

Плюсы онлайн обучения для винных специалистов

Онлайн-формат при этом решает для студента множество задач: повторный просмотр сложных лекций, удаленный доступ, возможность изучать в удобное время и многое другое; однако при комплексном рассмотрении всех плюсов становится понятно, что речь идет именно о передаче знаний и формировании простейших умений. Например, у нас тоже есть онлайн-курсы по элементарным вопросам – как выбрать вино в супермаркете, как открыть вино, основы дегустации. При этом уже в месячном курсе из 8 лекций для начинающих мы не можем оставить студентов без индивидуального патронажа, не говоря уже о курсе «Сомелье». В качестве хорошего примера стоит привести китайские фильмы с Джеки Чаном, в которых главный герой обучается мастерству ушу, карате или других единоборств под постоянным присмотром мастера.

Онлайн-обучение – это новая веха в образовании, но только для тех сфер, где не требуется выработка навыков экспертной оценки, уникального авторского видения и чувства вкуса. Нынешняя распространенность данного формата и массовое переключение на него внимания студентов открывает множество возможностей для классического офлайн-формата, к примеру – не тратить аудиторные часы на передачу простейшей, но объемной информации, дать возможность студенту множество раз посмотреть непонятные аспекты аудиторной лекции, а также стандартизировать часть выпускных экзаменов.

Интеграция онлайн и офлайн обучения сомелье

В нашей школе сомелье мы интегрировали достижения онлайн-образования в традиционный формат и за счет этого улучшили подготовку учителей, контроль успеваемости, в помощь студентам сняли почти 60 видеолекций, написали авторскую методологию обучения, предусмотрели возможность пересдавать большинство экзаменов удаленно.

Подпишитесь на рассылку учебных материалов

Дарим книгу "Как открыть вино"

Оставьте свои контактные данные для связи