Онлайн- и классические школы сомелье – возможен ли консенсус?

Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram
Онлайн школы-сомелье и классическое образование

EdTech, в частности онлайн-образование, в 2020 году делает рывок, который без пандемии был бы невозможен еще десятилетие. Но чем больше на него спрос, тем элитнее и востребованнее становится офлайн-образование. Для того и другого формата все складывается как нельзя лучше (не для всех игроков, только для тех, кто извлек уроки), что нельзя сказать о потребителях, ведь теперь значительно сложнее отделить зерна от плевел – популярность и доступность онлайн-образования не всегда соответствует ожидаемому качеству и получаемым результатам. Дело главным образом не в ответственности и компетентности специалистов винных онлайн-школ, а в фактической невозможности дать то, на что способна офлайн-школа.

Так как меня прежде всего интересует образование винных экспертов, сомелье, да и просто любителей вина, то говорить в этой статье я буду на примере понятном и близком – школах сомелье. Для начала давайте разберемся с понятиями. Онлайн-образование – это получение знаний и формирование навыков в дистанционной форме, без личного взаимодействия с преподавателями, при помощи компьютера и интернета. Офлайн-обучение – традиционное обучение при непосредственном личном взаимодействии с преподавателями, администрацией школы и другими студентами.

Плюсы и минусы онлайн образования для сомелье

Какие плюсы и минусы у онлайн- и традиционных школ сомелье? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо вспомнить, что такое процесс обучения. Процесс обучения – это усвоение и формирование ЗУН (знаний, умений, навыков). Знание – получаемая от преподавателя информация, на основе которой формируется умение использовать, из умения при определённых условиях формируются навыки – новые способности. И вот тут очень важный момент – временной промежуток между получением информации и выработкой навыка. В процессе обучения получение информации идет беспрерывно: учитель рассказывает, а студент усваивает, например, информацию о том, какие бывают сорта винограда во Франции в регионе Бордо, какие существуют аппеласьоны (винодельческие зоны) в этом регионе, какими характеристиками обладают произведенные здесь вина, а также о классификациях, ценовых категориях, терруаре (природно-климатические условия произрастания винограда) и так далее.

В передаче знаний самым важным является компетентность спикера. Параллельно с этим возникает понимание того, как эту информацию можно использовать – происходит формирование умения. Тут все немного сложнее. Формирование умения, в отличие от получения знания, в большей степени зависит от особенностей студента, его базового образования, воспитания, жизненного и профессионального опыта, целей получения образования в школе сомелье, физических, а также психологических особенностей и установок. Необходим контакт «студент – учитель» более тесный, нежели при онлайн-подключении. Вот пример: умение открывать вино ножом-сомелье довольно несложное, но серьезным препятствием может служить ранняя психологическая травма студента и убежденность в собственной неспособности что-либо сделать своими руками или довести начатое до конца. В формате онлайн-обучения у студента с данными убеждениями формируется зона комфорта, в которой никто ничего не видит и никто никому ничего не должен, при офлайн-формате возникает социальная среда, в которой контакт с другими студентами, а также с учителем ставит студента в новые условия, при этом не менее комфортные, которые способствуют новым решительным шагам и практике.

Когда мы переходим к формированию навыков у студента, речь заходит об индивидуальном патронаже со стороны учителя: постановка рук и движения при сервировке вина, экспертная оценка качества вина (здесь необходим детальный разбор напитка из конкретной бутылки в реальном времени), чтение объемных винных карт, а также выделение в огромном объеме информации о наиболее актуальных и значимых аспектах – неформальный диалог с преподавателем.

Плюсы онлайн обучения для винных специалистов

Онлайн-формат при этом решает для студента множество задач: повторный просмотр сложных лекций, удаленный доступ, возможность изучать в удобное время и многое другое; однако при комплексном рассмотрении всех плюсов становится понятно, что речь идет именно о передаче знаний и формировании простейших умений. Например, у нас тоже есть онлайн-курсы по элементарным вопросам – как выбрать вино в супермаркете, как открыть вино, основы дегустации. При этом уже в месячном курсе из 8 лекций для начинающих мы не можем оставить студентов без индивидуального патронажа, не говоря уже о курсе «Сомелье». В качестве хорошего примера стоит привести китайские фильмы с Джеки Чаном, в которых главный герой обучается мастерству ушу, карате или других единоборств под постоянным присмотром мастера.

Онлайн-обучение – это новая веха в образовании, но только для тех сфер, где не требуется выработка навыков экспертной оценки, уникального авторского видения и чувства вкуса. Нынешняя распространенность данного формата и массовое переключение на него внимания студентов открывает множество возможностей для классического офлайн-формата, к примеру – не тратить аудиторные часы на передачу простейшей, но объемной информации, дать возможность студенту множество раз посмотреть непонятные аспекты аудиторной лекции, а также стандартизировать часть выпускных экзаменов.

Интеграция онлайн и офлайн обучения сомелье

В нашей школе сомелье мы интегрировали достижения онлайн-образования в традиционный формат и за счет этого улучшили подготовку учителей, контроль успеваемости, в помощь студентам сняли почти 60 видеолекций, написали авторскую методологию обучения, предусмотрели возможность пересдавать большинство экзаменов удаленно.

Подпишитесь на рассылку учебных материалов

Выберите город:

Россия

Дарим книгу "Как открыть вино"

Оставьте свои контактные данные для связи