Правдивая история происхождения Шабли

Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram

Бургундские истории и легенды. Правдивая история происхождения Шабли

или как любознательность викингов привела к открытию этого вина,
а также, почему король франков Карл Второй Лысый совсем даже лысым не был.

Викинги были весёлым и жизнерадостным народом.

Зимой они охотились, воевали друг с другом и с соседними странами, а в тёплое время года погружались на драккары и отправлялись исследовать новые земли. География путешествий у них была широчайшей. Сегодня уже считается доказанным, что викинги первыми открыли Америку в районе 1004 года, задолго до Колумба. Но то были экстремалы, а так сказать, средний класс полюбил туры в Европу. Среди всех европейских стран викинги особо выделяли Францию, уж больно им эта страна нравилась. Фактически, Франция им полюбилась настолько сильно, что викинги даже завоевали её Северо-Запад, и с тех пор этот регион так и называют Нормандией, что означает земля северных людей.

ГДЕ-ТО В СЕРЕДИНЕ X ВЕКА В СТРАНЕ ВИКИНГОВ ПОЯВИЛСЯ БОЙКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АГЕНТСТВА ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА, КОТОРЫЙ С БОЛЬШИМ ЭНТУЗИАЗМОМ СТАЛ ПРЕДЛАГАТЬ ТУРЫ ПО ЗАМКАМ ЛУАРЫ. ОН ДЕЛАЛ ЭТО С ОГРОМНЫМ ВДОХНОВЕНИЕМ, КРАСОЧНО ОПИСЫВАЛ КРАСОТЫ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫХ СТРОЕНИЙ, И НАМЕКАЛ, ЧТО ЛЕСТНИЦУ В ЗАМКЕ ШАМБОР ПРОЕКТИРОВАЛ САМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. НАИВНЫЕ ВИКИНГИ СЛУШАЛИ ЭТИ ИСТОРИИ РАЗИНУВ РТЫ, БЫСТРО ОНИ ПОДДАЛИСЬ НА УГОВОРЫ И ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЕШЕСТВИЕ КАК ТОЛЬКО НАСТАЛА ХОРОШАЯ ПОГОДА. ПОПУЛЯРНОСТИ ПОЕЗДКИ СПОСОБСТВОВАЛ И ВЕСЬМА НЕСЛОЖНЫЙ МАРШРУТ – ПЕРЕСЕЧЬ БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ, ВЫЙТИ В АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН, ПРОЙТИ МИМО НОРМАНДИИ И ДОБРАТЬСЯ ДО УСТЬЯ ЛУАРЫ, А ТАМ ДО ПЕРВОГО СЕРЬЁЗНОГО ГОРОДА.
Викинги и да Винчи

«Набигать» и «грабить корованы»

Так получилось, что в 845 году викинги высадились у города Тур (Tours), что стоит на реке Луаре ещё со II тысячелетия до нашей эры. Они сразу бросились к местным жителям и попросили привести их к замку Шенонсо. Аборигены смутились и стали объяснять, что произошла какая-то ошибка, что Леонардо да Винчи ещё не родился, и что все эти красивые замки будут построены в эпоху Ренессанса, до которой осталось всего лишь 700 лет. Туренцы (так называют жителей Тура) взамен предложили показать базилику Святого Мартина (Basilique Saint Martin), которая была построена на месте захоронения этого святого в городе Тур в 471 году. Приехавшим для культурного просвещения северянам базилика не понравилась, они страшно обиделись и самые горячие предложили немедленно вернуться домой, чтобы найти того представителя от замков Луары и набить ему морду. Но на беду для города Тур было принято иное решение. Самые старшие варяги напомнили молодым, что старинной забавой их народа является «набигать» и «грабить корованы», такие уж были в ходу тогда выражения. Единогласно было решено, что город с монастырём являются прекрасной площадкой для возврата к истокам и стали северяне с великим вдохновением грабить и разорять Тур. Базилику Святого Мартина они сожгли в 853 году, так как, по мнению скандинавов, её архитектурный облик не в полной мере отражал стиль эпохи, и туренцам потом пришлось строить новую.


This photo of Basilique Saint Martin is courtesy of TripAdvisor

Пояснение за Св.Мартина

Местные французы в своей массе отнеслись к культурным традициям своих северных соседей резко отрицательно, и организовали защиту города. В процессе обороны стали всплывать негативные моменты этого процесса – дело было страшно утомительным, потребляло много ресурсов, и к тому же было сопряжено со смертельными рисками. Монахи, которые оборонялись вместе с горожанами, почувствовали всё это на себе в полной мере.

Вероятно, это и привело к тому, что один из братьев монастыря святого Мартина, что в городе Тур, попросил слова перед Аббатом и своими братьями по вере в 854 году. «Ваше преосвященство, братья мои» — сказал монах, «мы забыли про свои истоки, про нашего святого Мартина и про то, что он является патроном всех путешественников». Братья нашли такое заявление туманным и попросили пояснить. «Хочу сказать вам, что настала пора брать ноги в руки и начать наше новое путешествие подальше от города Тур» — продолжил монах. Аббат возмутился и потребовал растолковать, откуда их брат набрался таких идей. Монах дал простое и вменяемое объяснение – было ему видение самого святого Мартина, который и предложил унести его останки куда подальше, в безопасное место, чтобы избежать поругания оных варварами. Аббат призадумался – всё звучало весьма логично, если бы монах объявил, что к нему явился сам Христос или Дева Мария, вся история бы отдавала откровенным враньём, так как такие святые являлись только к высшим чинам церкви, а так вроде всё сходилось. «И куда же мы пойдём с останками святого Мартина, кто нас примет в это смутное время?» — спросил Аббат. Но их брат уже подготовил на всё ответы. Он объяснил, что со всеми историями, связанными с видениями надо обращаться в Осер, в аббатство Сен-Жермен. Всё дело в том, что Святой Герман (Сен-Жермен) Осерский был знаменитым религиозным деятелем, вся жизнь которого была сопряжена с чудесами. Однажды у него было видение, которое сподвигло его основать монастырь и построить церковь в пригороде Осера. Сейчас этот город известен как Сен-Бри и здесь делают замечательное одноимённое вино.

Останки в Оссер

«Дела с видениями рассматриваются в ускоренном порядке», вещал монах, «К тому же я знаю пароль, как только мы придём в Осер, нам надо будет сказать: «Я вас вижу!» и дело в шляпе!». Аббат призадумался и вынес свой вердикт: «Дело благое, не корысти ради, а токмо волею пославшего нас святого Мартина должны мы перенести останки нашего святого в Осер! Кто согласен отправиться в этот опасный путь?» За окнами как раз раздались вопли пьяных викингов, который в очередной раз пришли грабить город. В путь согласились отправиться все, что даже вызвало небольшой конфуз, Аббату пришлось провести небольшой конкурс для отбора самых достойных спасателей реликвии.

Осерский епископ Герибальд

В том же 854 году туренские монахи вместе с останками благополучно добрались до города Осер и предстали перед Епископом Осерским Герибальдом. Тот с большим пониманием отнёсся к истории спасения мощей святого Мартина – заполучить такую реликвию в своём городе было делом чрезвычайно полезным. Но когда Герибальд выглянул во двор и увидел всю толпу спасителей, то радость его быстро сменилась растерянностью, кормить столько лишних ртов было решительно невозможно. Живо собрали совет, на котором Епископ обрисовал задачу: снять с довольства города Осер пришедших спасителей, и при этом сохранить своё лицо. Как водится, у руководителя такого ранга был мудрый заместитель, который и предложил поселить туренских братьев на удалённость порядка 4-5 льё (15-20 км) от города, чтобы ходить столоваться в Осер было бы определённо невозможно, но при этом формально монахи оставались бы в Осерской епархии. Выбор пал на городок Шабли, Епископу Герибальду очень понравилось, что у Шабли не было абсолютно никакой репутации. «Поселим в хорошее место, все скажут, что кумовством занимаемся; поселим в плохое, скажут, что братьев по вере обидели, а так никаких вопросов!» — рассудил Епископ.

Герибальд вышел к туренским монахам, улыбнулся и объявил: «Братья мои, суждено вам отправиться в город Шабли, где вы теперь будете жить и хранить мощи своего святого Мартина! Город замечательный, вам там понравится, рядом есть холм, который прекрасно подходит для виноделия, чувствую, что ждёт вас великая слава с этим вином!» Братья, которые рассчитывали на жизнь в приличном городе размером с Тур, были весьма фраппированы. «А откуда у вас такая уверенность по поводу вина, Ваше Преосвященство?» — с подозрительностью спросили они. Герибальд улыбнулся ещё шире: «Это просто, всё уже давно доказано эмпирическим путём! Куда бы мы ни посылали монахов, они везде начинают выращивать потрясающие вина. Сами подумайте, здесь ведь терруары благодатные, это же Бургундия, а не Луара со своими совиньонами!» Отпив немного Сен-Бри, Епископ продолжил с техническими советами: «Главное, беритесь за белое вино, оно менее технологично, чем красное, а в условии отсутствия должных инвестиций вам будет проще работать и вы быстрее получите достойный результат! А я про вас Королю напишу, он человек понимающий, всё дело быстро уладим!»

guildsomm.com

ТУРЕНСКИЕ БРАТЬЯ ВСПОМНИЛИ ПРО ВИКИНГОВ, ВЗДРОГНУЛИ, ВЗДОХНУЛИ И ОТПРАВИЛИСЬ В ГОРОД ШАБЛИ. ПЕРВЫЕ ВИНОГРАДНИКИ ОНИ ВЫСАДИЛИ НА ХОЛМЕ ПРЯМО НАПРОТИВ ГОРОДА, СЕЙЧАС ЭТО САМОЕ СЕРДЦЕ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОГО ВИНА, ИЛИ ХОЛМ ГРАН КРЮ – САМЫЕ ПРЕСТИЖНЫЕ ВИНА ШАБЛИ ИДУТ ИМЕННО ОТСЮДА. В 867 ГОДУ КОРОЛЬ ФРАНЦИИ КАРЛ II ЛЫСЫЙ ОТПИСАЛ НА ТУРСКИХ МОНАХОВ ВЕСЬ ГОРОД С ЕГО ВЛАДЕНИЯМИ И ТАКЖЕ ОТДАЛ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ЛУ (SAINT-LOUP), ГДЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНО И РАЗМЕСТИЛИ МОЩИ СВЯТОГО ИЗ ТУРА. МОЩИ ПОТОМ ПРИШЛОСЬ ВЕРНУТЬ В ГОРОД ТУР НАЗАД, А ВОТ ИМЯ СВЯТОГО МАРТИНА ТАК И ПРИЖИЛОСЬ, И С ТЕХ ПОР ЭТО САМЫЙ УВАЖАЕМЫЙ СВЯТОЙ В ЭТОЙ МЕСТНОСТИ. ГЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ШАБЛИ ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ, КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО МАРТИНА, ПОСТРОИЛИ ЕЁ С КОНЦЕ XIIВЕКА.
Холм Гран Крю

Карл II Лысый

Отдельно предлагаю остановиться на историческом персонаже, Короле франков Карле II Лысом, так как благодаря его указам мы сейчас можем наслаждаться таким замечательным вином. Для начала, Карл был внуком самого Карла Великого, или Шарлёманя, как говорят французы. Карл II совершенно не былым лысым, а совсем наоборот, по моде тех времён, Король носил очень даже длинные волосы. Влияние это пошло ещё от легендарных франкских Меровингов, для которых обязательные длинные волосы были свидетельством их избранности и божьей милости. К примеру, одного из франкских вождей V века так и звали: Хлодион Длинноволосый.

Но наш герой Карл связался с коучами, которые для начала научили его, как составить грамотную миссию (Mission) и видение (Vision) на время своего правления. Как водится, и про то и другое тут же забыли сразу после их составления. Но дальше коучи стали объяснять, что архиважным для короля является его прозвище, на основании которого король, в совокупности со всеми его именами попадает в историю, и возникает так называемый Антропоним короля. У ярких и заметных королей были очень звучные антропонимы, например: Людовик XIIII – Король-Солнце, или Александр II Освободитель. Менее удачливые, напротив, вошли в историю с неблагозвучными антропонимами, такими как: Людовик V Ленивый, или даже Пипин III Короткий, про последнее остаётся только гадать, что же оно означало.

Коучи объяснили Карлу Второму, что процесс выбора прозвища для Истории можно контролировать и что Карлу надлежит совершить какой-нибудь поступок на разрыв шаблона, чтобы историки его так и запомнили. Так как в ту пору религия имела принципиальное значение, то и поступок порекомендовали совершить на этой почве.

5 мая 877 года на освящении коллегиальной церкви Святой Марии в городе Компьень Король обрил свою голову, в знак подчинения церкви – бритыми в ту пору ходили только монахи. Поступок произвёл неизгладимое впечатление на всех окружающих и историков, но эффект получился спорным. Карла Второго записали в Историю как Лысый, а не как Богобоязненный или Благочестивый, как рассчитывал сам Карл. Но мы не будем обращать внимание на это прозвище и только отметим, что если дедушка подарил человечеству Кортон-Шарлёмань, то внук дал нам Шабли, так предлагаю поднять бокал за столь достойных правителей!

Подпишитесь на рассылку учебных материалов

Дарим книгу "Как открыть вино"

Оставьте свои контактные данные для связи