Шампанский Дом маркетинга или кем был Рюинар

Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram

Шампанское, Дом Периньон, Дом Рюинар

Серьезный вклад в развитие качества напитка и появление новых характеристик привнесли бенедиктинцы и цистерцианцы. К примеру, монахам приписывают возникновение шампанского, а также текстов с детальным описанием процессов виноградарства и виноделия.

Бургундия, Шампань и немецкий Рейнгау ассоциируются в мире вина с монашеским виноделием. Однако совершенные ими достижения в технологии виноделия прямо пропорциональны мифам, связанным с этим. Так, точно и не понятно, сколь сильны роли упомянутых орденов в развитии винной культуры. Самые известные имена – Дом Периньон (Dom Perignon) и Дом Рюинар (Dom Ruinart). Что касается первого – то он является одним из образцов мифологизации жизни виноделов. Даже сами французы, производители шампанского, часто охотно верят в легенду. Периньон не изобретал Шампанское, при этом он был одним из самый уважаемых монахов своего времени и действительно занимался в рамках ордена вопросами администрирования производства и продажи вина.

Том Стивенсон в своей статье «Дом Преньон. Факты и фикция» (Tom Stevenson «Dom Pérignon: Fact & Fiction») подробно раскрывает этот вопрос и в частности указывает на то, что основные интересы монаха касались таких вопросов виноградарства и виноделия как обрезка гроздей, сбор урожая в холодные утренние часы, селекция и сортировка винограда, использование маленьких корзин для сбора урожая, установка прессов, изготовленеи белого вина из черного винограда, а также создание ассамбляжа. Брендом имя Периньона становится лишь в начале XXвека и используется для особой линейки категории Престиж Кюве производителя Моэт и Шандон (Moët & Chandon).

Есть даже мнение, что эти два Дома были не просто знакомы, а в коллаборации создавали шампанское — это сложно себе представить, так как на момент изобретения его — 4 августа 1668 — Рюинару было всего навсего 11 лет (родился 10 июня 1657 года).

Мне же в большей степени интересно имя Рюинара. Давайте посмотрим на витиевато сплетенный из легенды, маркетинга, реальности, искусства и бизнеса ковер истории бренда Ruinart.

Тьерри Рюинар не был виноделом, «Ruinart» стал крупнейшим щампанским брендом. Французский историк и палеограф, ученик Жана Мабильона, отца латинской дипломатики и палеографии, самый известный из членов Бенедиктинской конгрегации св. Мавра, знаменитой трудами по научно-критической обработке и изданию сочинений святых отцов. Тьерри занимался мартириями – официальными протоколами судов над христианскими мучениками. Однако его имя связывают

Монастыри, бенедиктинского монашеского ордена, нередко получали в дар земельные наделы в вечное владение. Подчас единственно возможным ремеслом на этих землях оказывалось виноградарство, ибо ничто кроме виноградной лозы не могло дать богатого урожая на скудных почвах. Тяжелая и кропотливая работа, необходимая для выживания и привычная для монаха-бенедиктинца, стала залогом развития и процветания винодельческого искусства. Тем не менее, сами бенедиктинцы были чрезвычайно бедны, хоть и потрясающе богаты как орден.

Ora et labora (лат. «молись и трудись») – этим девизом бенедиктинцы в корне изменили пренебрежительное отношение к ручному труду и возделыванию земли, которые традиционно ассоциировались исключительно с чернью. Теперь это удел тех, кто трудится во имя бога и на благо общества. Впервые за долгое время виноделие начинает восприниматься как божественный промысел, доступный каждому, как связующее звено между мирским и сакральным. Однако история сыграла злую шутку, и в скором времени в литературе и фольклоре сформировался стойкий образ разгульного монаха, злоупотребляющего алкоголем.

Meum est propositum in taberna mori…

Кропотливость, предельное внимание к деталям, в поиске того, что в католической традиции именуется «божественной искрой» или озарением сближает труды винодела и монаха. «Созерцательная молитва и тяжелый труд» – формула, превращающая воду в вино.

В XIX веке имя Тьерри Рюинара стало нарицательным, а личность – символом возвращения к благочестию и восстановлению репутации монашеских орденов, к формуле ora et labora. Консерватизм, педантичный труд – такие ассоциации возникают в сознании, когда слышишь его имя. Становление бренда Ruinart приходится на 1729-й год. Племянник Тьерри Рюинара, Николя Рюинар, основал шампанский дом, что проводит ариаднину нить фамилии между трудами бенедиктинца и новым бизнесом. Миру известна точная дата начала «огранки бриллианта» – бренда Ruinart. Это 1895-й год, когда совпали два события в истории Дома, причем оба связаны с именем Альфонса Мухи (Alfons Mucha).

Во-первых, чешский художник, родившийся неподалеку от Брно, в Моравии, в 1895-м г. получает от Андре Рюинара заказ на изготовление плаката Ruinart. Во-вторых, Альфонс попадает в среду творческой богемы Парижа, в круг символистов «Салона ста» куда входили художники Боннар, Тулуз-Лотрек и Грассе, поэты Верлен и Малларме. Там он знакомится с братьями Люмьер, вместе трудятся над кинематографическими проектами. Шампанское Ruinart постепенно становится обязательным атрибутом светского общества: богемы, голливудских актеров, политиков. Уже потом, когда Ruinart стал ассоциироваться с искусством, в общем поле творчества возникли такие имена художников как Юбер ле Галль, Маартен Баас, Индию Мадави, Гидеон Рубини Эрве ван дер Стратен.

Подпишитесь на рассылку учебных материалов

Дарим книгу "Как открыть вино"

Оставьте свои контактные данные для связи